
2025-09-22
В последние годы, с постоянным углублением китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, китайские вилочные погрузчики добились значительных успехов на российском рынке. Благодаря передовым технологиям, надежной работе и высокой рентабельности, они завоевали широкую популярность среди российских клиентов. Они не только добились замечательных технологических инноваций, но и показали стабильный рост продаж, придав новый импульс развитию местной логистики, промышленности и других секторов.
Технологические инновации позволяют добиться значительных прорывов: точно адаптированные к уникальным эксплуатационным требованиям России
Обширная территория России и экстремальные климатические условия предъявляют строгие требования к вилочным погрузчикам в отношении их приспособленности к низким температурам, долговечности и эксплуатационной эффективности. Благодаря целенаправленным исследованиям и разработкам китайские производители вилочных погрузчиков добились ряда прорывов в ключевых технологических областях, создав индивидуальные решения, более подходящие для российского рынка.
(1) Низкотемпературные энергетические системы: преодоление проблем с энергоснабжением в условиях экстремального холода
В ответ на экстремальные зимние температуры в России, которые обычно опускаются ниже -30 °C и в некоторых регионах могут достигать -50 °C, китайские предприятия добились революционных инноваций в области энергетических систем для вилочных погрузчиков. Возьмем, к примеру, компанию Sodium-ion New Energy Technology (Luoyang) Co., Ltd.: ее натрий-ионная энергетическая система для электрических вилочных погрузчиков, специально разработанная для российского рынка, не только преодолевает ограничения традиционных литиевых батарей в низких температурах, но и создает комплексное энергетическое решение, подходящее для всех сценариев эксплуатации.
Эта система включает в себя независимо разработанную призматическую батарею SP71173 на основе ионов натрия. Благодаря модификации легирования катодного материала и оптимизированному составу электролита она сохраняет более 90 % емкости при низких температурах -40 °C, а эффективность заряда-разряда стабилизируется на уровне выше 85 % — — уровень производительности, значительно превосходящий отраслевой стандарт 50-60% емкости литиевых батарей в аналогичных условиях низких температур. Технические характеристики указывают номинальное напряжение 48 В, номинальную емкость 840 Ач и общую энергию 40,32 кВтч. Это обеспечивает непрерывную работу вилочных погрузчиков в течение 8-10 часов, полностью удовлетворяя высоким требованиям повседневной эксплуатации российских логистических предприятий.
Для дальнейшего повышения адаптивности в экстремальных условиях эта энергетическая система имеет многоуровневую защитную конструкцию: корпус имеет степень защиты IP65, что позволяет выдерживать суровые погодные условия, такие как метели и ледяной дождь; встроенный модуль предварительного нагрева при низких температурах автоматически повышает температуру элементов выше -10 °C перед запуском, обеспечивая запуск вилочных погрузчиков в холодных условиях одним нажатием кнопки; Встроенная интеллектуальная система управления батареями (BMS) включает двенадцать мер безопасности, в том числе защиту от перезарядки, переразряда, перегрузки по току и низкой температуры. Одновременно, путем непрерывного мониторинга напряжения элементов, температуры, уровня заряда (SOC) и других параметров, она динамически оптимизирует распределение энергии. Это продлевает срок службы батареи до ≥5000 циклов — на 30% дольше, чем у обычных литиевых батарей — что существенно снижает затраты российских предприятий на замену оборудования.
В настоящее время система успешно поставлена крупному государственному предприятию в Санкт-Петербурге, Россия, где она используется для портовых операций по обработке контейнеров. Отзывы предприятия показывают, что зимой 2024 года, в экстремальных погодных условиях при температуре -38 °C, частота отказов вилочных погрузчиков, оснащенных этой системой, снизилась на 60 % по сравнению с ранее использовавшимся импортным оборудованием. Эффективность работы повысилась на 25 %, что полностью решило проблемы, характерные для всей отрасли при эксплуатации вилочных погрузчиков в зимний период: «сложный запуск, слабая мощность и короткий рабочий диапазон».
(2) Интеллектуальная навигация и защита безопасности: создание возможностей для автоматизированной работы в полном режиме
На фоне тенденции к промышленной автоматизации китайские производители вилочных погрузчиков интегрировали в разработку своих продуктов передовые технологии, такие как искусственный интеллект и LiDAR. Они представили интеллектуальные вилочные погрузчики с высокоточным позиционированием и комплексной системой безопасности, отвечающие требованиям эффективной работы на современных заводах и в интеллектуальных логистических парках России.
На девятой китайско-российской выставке интеллектуальный погрузчик BR-F15P компании Xunji Zhixing привлек к себе внимание благодаря передовой навигационной технологии и безопасной конструкции. Благодаря использованию лазерной навигационной технологии SLAM нового поколения, этот погрузчик использует 32-линейный лазерный сканер и 1,3-мегапиксельную камеру глубины для создания трехмерных карт рабочей среды в режиме реального времени. С точностью позиционирования ±5 мм он обеспечивает точное планирование маршрута даже в складских условиях, где отсутствуют отражающие маркеры и имеется множество динамических препятствий.
Оптимизированный специально для «высоких стеллажей и узких проходов», характерных для российских заводов, BR-F15P имеет ширину корпуса всего 1,2 метра. В сочетании с вилками, разработанными для калифорнийских поддонов, он обеспечивает маневренность и регулировку высоты в проходах шириной 1,8 метра. Подъемная система использует синхронизированную гидравлическую конструкцию с двумя цилиндрами, поддерживая горизонтальную точность ±2 мм даже при высоте подъема 95 мм, что эффективно предотвращает наклон и падение груза. Что касается безопасности, два двумерных радара, установленные под вилочным погрузчиком, непрерывно сканируют пространство в радиусе 3 метров на наличие препятствий. Фотоэлектрические датчики на концах вил точно определяют положение паллет, а инфракрасные световые полосы, окружающие транспортное средство, дополняют систему защиты, обеспечивая обзор на 360° без слепых зон. При обнаружении приближающегося персонала или препятствий погрузчик автоматически замедляется или останавливается с временем отклика менее 0,3 секунды, что значительно быстрее, чем средний показатель по отрасли, равный 0,8 секунды.
Что особенно примечательно, этот погрузчик отличается высокой системной совместимостью, что позволяет легко интегрировать его в системы управления складом (WMS) и системы управления складом (WCS), широко используемые российскими предприятиями. Это облегчает полностью автоматизированные операции по всей цепочке процессов: приемку, хранение, комплектование и отправку. На первом Всемирном конкурсе беспилотных погрузчиков в 2025 году BR-F15P, используя свой запатентованный алгоритм планирования работы нескольких транспортных средств, за 18 минут выполнил точную обработку 20 поддонов в условной сложной ситуации на крупном российском логистическом складе. Этот результат был на 5 минут быстрее, чем у конкурирующих европейских брендов в той же группе, что в конечном итоге обеспечило ему «Премию пионеров за высокоскоростное логистическое планирование». В настоящее время завод по производству автомобильных компонентов в Москве, Россия, разместил оптовые заказы на эту модель. После модернизации автоматизации предприятие сократило затраты на складскую рабочую силу на 40% и одновременно повысило эффективность обработки заказов на 35%.
(3) Инновации в области конструкции и материалов: повышение долговечности и удобства обслуживания продукции
Помимо основных систем, китайские производители вилочных погрузчиков оптимизировали конструкцию шасси и материалы ключевых компонентов, чтобы они выдерживали суровые условия эксплуатации в России. Например, в серии Kunpeng компании XCMG для шасси используется высокопрочная сталь, устойчивая к низким температурам, которая прошла испытания на ударную прочность при -60 °C и продемонстрировала на 50 % более высокую устойчивость к деформации по сравнению с обычной сталью. Кабина погрузчика оснащена двойным вакуумным стеклом с пенопластовой изоляцией, а также подогревом сидений и рулевого колеса. Такая конструкция позволяет поддерживать температуру внутри кабины выше 15 °C при температуре окружающей среды -30 °C, что значительно повышает комфорт оператора.
С точки зрения удобства технического обслуживания, китайские предприятия также в полной мере учли особенности обширной территории России и значительные расстояния между сервисными центрами. Экспортируемые электровилочные погрузчики China Coal Group имеют «модульную конструкцию», в которой основные компоненты, такие как двигатели, контроллеры и гидравлические системы, разделены на независимые модули. Каждый модуль имеет стандартизированные интерфейсы, что позволяет техническому персоналу быстро выявлять неисправные детали с помощью специального диагностического оборудования. Время замены сокращается до менее чем одного часа, что значительно повышает эффективность по сравнению с 4-6 часами, необходимыми для традиционных погрузчиков. Кроме того, компания предоставляет российским клиентам «услуги удаленной диагностики». Подключение оборудования к сети позволяет в режиме реального времени отслеживать рабочие данные погрузчиков, что дает возможность заблаговременно предупреждать о потенциальных неисправностях и сокращать время простоя.
Впечатляющие показатели продаж: китайские вилочные погрузчики становятся основным выбором на российском рынке
Прорывы в области технологических инноваций непосредственно способствовали взрывному росту продаж китайских вилочных погрузчиков на российском рынке. Согласно годовому отчету за 2024 год, опубликованному Российской ассоциацией логистического оборудования (LEA), общий объем продаж вилочных погрузчиков в России за год достиг 82 000 единиц. На долю вилочных погрузчиков китайских брендов пришлось более 35 000 единиц из этого общего объема, что на 14,4 процентных пункта больше, чем в 2022 году (28,3%). Благодаря этим показателям китайские бренды впервые обогнали европейских конкурентов и стали крупнейшим поставщиком вилочных погрузчиков на российский рынок.
По категориям продукции китайские электрические вилочные погрузчики продемонстрировали особенно высокие показатели на российском рынке. В 2024 году продажи электрических вилочных погрузчиков в России достигли 41 000 единиц, причем на долю китайских брендов пришлось 21 000 единиц, что составляет 51,2 % рынка. В 2024 году компания XCMG Forklift реализовала на российском рынке 8200 единиц техники, что на 65% больше, чем в предыдущем году. Ее флагманская серия низкотемпературных электрических вилочных погрузчиков Kunpeng, известная своей адаптируемостью к экстремально низким температурам, заняла 68% рынка в Дальневосточном регионе России. В 2024 году продажи электрических вилочных погрузчиков China Coal Group в России превысили 5000 единиц, что на 48% больше, чем в предыдущем году. Их продукты с модульной конструкцией особенно популярны среди малых и средних логистических предприятий в России. Несмотря на то, что компания Xunji Zhixing вышла на российский рынок всего два года назад, в 2024 году ее интеллектуальные вилочные погрузчики были проданы в количестве 1200 единиц. Модель BR-F15P обеспечила компании более 35% выигранных тендеров на поставку интеллектуального логистического оборудования в таких промышленных центрах, как Москва и Санкт-Петербург.
С точки зрения проникновения сценариев применения, китайские вилочные погрузчики достигли всеобщего покрытия в логистическом секторе России. В 2024 году на долю китайских брендов приходилось 45% закупок вилочных погрузчиков в российских транспортных узлах, включая порты и аэропорты. Крупные порты, такие как Санкт-Петербург и Владивосток, осуществили массовые закупки вилочных погрузчиков таких брендов, как XCMG и Liugong. В производственном секторе России в 2024 году было продано 18 000 китайских вилочных погрузчиков, что составляет 40% от общего объема закупок в этой области. Среди новых погрузчиков, приобретенных крупнейшим российским автопроизводителем «АвтоВАЗ», 80% составляли интеллектуальные модели китайских брендов. Кроме того, в секторе сельскохозяйственной логистики России продажи китайских вилочных погрузчиков в 2024 году выросли на 72 % по сравнению с предыдущим годом, причем популярностью пользовались вилочные погрузчики для узких проходов, предназначенные для сельскохозяйственных складов.
Расширение присутствия китайских производителей вилочных погрузчиков на российском рынке не только обеспечило поставку высококачественной продукции и впечатляющие показатели продаж на местном рынке, но и позволило внедрить комплексные послепродажные услуги. Создав локальные сервисные команды и обеспечив достаточные запасы запасных частей, эти предприятия гарантируют оперативное реагирование на потребности клиентов, обеспечивая стабильную работу своей продукции. В настоящее время такие предприятия, как XCMG и Liugong, открыли сервисные центры в 12 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Их склады запасных частей могут удовлетворить более 90% потребностей в ремонте, а время реагирования послепродажного обслуживания не превышает четырех часов.
Благодаря устойчивому экономическому росту России и постоянным инвестициям в развитие инфраструктуры и модернизацию логистики спрос на рынке погрузчиков будет продолжать расти. Российская ассоциация производителей логистического оборудования прогнозирует, что к 2025 году общий объем продаж на российском рынке погрузчиков превысит 90 000 единиц. Благодаря технологическим и ценовым преимуществам доля китайских погрузчиков на рынке может вырасти до более чем 48 %. Китайские производители вилочных погрузчиков будут продолжать углублять технологические инновации, выпуская продукцию, более адаптированную к требованиям российского рынка. Это придаст новый импульс китайско-российскому экономическому и торговому сотрудничеству, а также будет способствовать эффективному и интеллектуальному развитию соответствующих отраслей промышленности России.